Лето на "Галичьей Горе"

Nataliya Lavrentyeva 11 сентября 2000 07:29:40

**************Ecological Cooperation Project*****************
* eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco *
*************************************************************

Здравствуйте, дорогие участники и сотрудники "Экологического
Содружества"!

В июне 22 юнната нашей станции побывали в экологической школе
заповедника "Галичья Гора". В работе экошколы мы участвуем третий
год. В этом году после традиционных занятий по выбранным направлениям
(ботаника, микология, зоология беспозвоночных и позвоночных,
картография) школьники проводили описание недавно созданного
памятника природы -
верховьев балки Чичера в Задонском районе Липецкой области.
Работа будет представлена на конференцию. А пока перепечатываю отрывки
из походных дневников юннатов.

С уважением,
Наталия Лаврентьева,
СЮН "Эколог", г. Липецк

ЭКОШКОЛА "ГАЛИЧЬЯ ГОРА"-2000

Я очень долго ждала этот день, и наконец он наступил. За нами в школу
приехал автобус. Час езды - и мы на <Галичьей Горе>. Погода нас не
радовала, весь день лил дождь. Но мы не расстраивались, зная, что
впереди целая неделя интересных экскурсий и работы.
В первый же день после обеда мы пошли в музей заповедника .
Экскурсовод Цурикова Лариса Юрьевна рассказала о людях, которые
создавали этот заповедник и изучали его природу. Мы узнали о редких
видах растений и животных, охраняемых у нас в области. Нам показали
<альпийскую горку>, на которой высажены красивые растения.
Рагузова Юлия, 13 лет

В музее очень много экспонатов. Мы рассматривали хищных птиц, редкие
растения. Были красивые фотографии памятников природы и множество книг
о <Галичьей Горе>. Мы побывали в разных лабораториях. Нам рассказывали
о грибах, насекомых, о гербарии растений. Затем нам предстояло
выбрать, что мы будем изучать. Я выбрала ботанику, потому что мне
очень нравятся растения.
Ким Людмила, 12 лет

Мне особенно понравилось занятие по микологии. Микология - это наука о
грибах. Мне надо очень много знать о грибах, потому что я очень люблю
их собирать и есть. Особенно вкусны маслята, и их очень легко
собирать, ведь они растут кучками. Ученые выделяют грибы в отдельное
царство. Один французский миколог в XVIII веке сказал: <Микология -
это порождение дьявола, потому что она очень загадочна>. Людмила
Алексеевна Сарычева показала нам свой видеофильм о съедобных и
несъедобных грибах, чтобы мы запомнили и рассказали своим друзьям,
какие грибы нельзя собирать и употреблять в пищу. Потом была
лабораторная работа. Мы рассматривали под микроскопом споры разных
грибов. Это было красиво, как будто смотришь на кусочек удивительного
узорчатого ковра. Еще мы рассматривали растения, пораженные грибами.
Бокова Анастасия, 13 лет

У нас начались занятия по ботанике. Скользнева Лариса Николаевна
рассказывала о редких растениях, которые растут в заповеднике,
показывала гербарий и открытки. Потом мы пошли на экскурсию по
Морозовой горе, чтобы познакомиться с живыми растениями. Мы
останавливались практически на каждом шагу. Шли через самую чащу леса,
потом через луг. Некоторые цветы мне не удалось запомнить, потому что
их было слишком много. На другой день Лариса Николаевна принесла
открытки с растениями, а мы должны были их называть. Мы узнали почти
все растения. Лариса Николаевна даже удивилась и сказала: <Молодцы! У
вас очень активная группа.> Мы были рады этим словам.
***
После ужина мы с энтомологом Цуриковым Михаилом Николаевичем пошли
вдоль дороги, ведущей в заповедник. По обочинам находили мертвых
насекомых. Многие из них погибли от машин. В основном, мы видели
сбитых машинами ос. А также нашли двух насекомых, занесенных в Красную
книгу Липецкой области. Чтобы узнать много о насекомых, не обязательно
ловить живых, можно собирать трупики вдоль дорог.
Михаил Николаевич показывал нам светлячков. Мы собрали их в коробки, а
когда стемнело, вытащили их. Они сияли зеленоватым светом так ярко,
что мы не верили, что они живые. Потом мы выпустили их на волю.
Светлячки сразу же разбежались, будто маленькие фонарики.
Ким Людмила, 12 лет.

Вместе с руководителями мы отправились в поход на Галичью гору.
Экскурсию вела Недосекина Татьяна Валентиновна. Она сразу
заинтересовала нас легендами о возникновении названия. Одна из легенд
гласит, что на горе было много камней - гальки, поэтому люди называли
ее <Галичьей>. По другой версии, на гору слетались стаи галок.
Михалева Екатерина, 13 лет.

По пути мы много полезного узнали о лекарственных растениях. Мне
понравилось растение козелец пурпурный. Его цветки пахнут шоколадом.
(Scorzonera purpurea L., сем. сложноцветные, встречается на луговых
степях по склонам речных долин и балок, на остепненных опушках,
полянах, боровых песках).
Русак Людмила, 13 лет.

После завтрака отправились на Галичью гору. Я думала, что мы
переплывем реку Дон на лодках, но мои мечты не сбылись. Мы пошли
пешком сначала по Морозовой горе, потом перешли через мост. Татьяна
Валентиновна по пути рассказывала о растениях. Меня удивило, что у нас
так много видов клевера.
Когда мы шли по узкой тропинке, мимо нас пробежала лиса. Я попыталась
ее сфотографировать, но не успела. Хитрюга лиса спряталась в колючем
шиповнике.
Мы дошли до обрыва на Галичьей горе и стали спускаться вниз к Языку.
Это такая скала, которая выступает из горы, а сверху и снизу - воздух.
Толщина Языка не больше метра. Многие захотели постоять там. Наши
педагоги отвели нас по очереди в то место, откуда можно
сфотографировать весь Язык так, чтоб были видны его границы. Там очень
скользко и можно было упасть.
Потом мы посмотрели на скалу <Голова Руслана>, спустились в пещеру.
Вскоре мы двинулись в обратный путь. Когда пришли назад, все были
уставшие, но очень довольные. Особенно я, потому что сбылась моя
давняя мечта.
* * *
Ночью нам не было скучно, потому что случилось непонятное
происшествие. Катю кто-то схватил за ногу, она испугалась и закричала.
Мы с Валерией спросили, что случилось. Катя сказала, что за палаткой
кто-то шуршит и хватает ее за ноги. Лера испугалась, а я нет, так как
подумала, что они шутят. Вдруг кто-то прыгнул на палатку. В следующий
момент мы начали бить по стенкам палатки пустыми пластиковыми
бутылками. Кто-то начал отбиваться! Теперь уже и я не на шутку
испугалась! Но наконец все успокоилось. Мы долго болтали об этом
происшествии, но в конце концов устали и уснули.
Утром мы рассказали педагогам про наше ночное происшествие. Все
решили, что это был зайчонок, утром наш педагог чуть не наступил на
него. Мы успокоились и решили: если кто-нибудь еще прыгнет на нашу
палатку, то мы обязательно выйдем и посмотрим на этого зверька. А за
завтраком все смеялись и спрашивали, кто больше испугался, мы или
заяц.
***
Дудина Елена Владимировна рассказывала нам о <Черной книге>. Это
своеобразный список вымерших животных. Многие животные исчезают по
вине человека, по его жадности, халатности, экологической
безграмотности. Исчезли на Земле странствующий голубь, морская корова,
голубая антилопа и многие другие животные. Прошлое невозможно вернуть,
но мы должны постараться, чтобы в <Черную книгу> больше не попало ни
одно животное.
***
Нам предстояла экспедиция на реку Чичеру в Задонский район. Это
небольшая река, но очень интересная. На ней строят свои хатки бобры,
обитают утки. Низовье реки уже давно было памятником природы. А мы
должны были исследовать верхнюю часть русла. Это место в прошлом году
тоже сделали охраняемой территорией, потому что здесь сохранились
участки степей.
Мы должны описать, какие растения и животные здесь встречаются. Места
редких находок надо нанести на карту. После завтрака приехал автобус.
Он был очень маленький, поэтому пришлось делать два рейса.. Приехав
на Чичеру, мы раскрыли карту и посмотрели, куда надо идти. Мы шли
медленно, рассматривали каждое растение. Было очень красиво, и мы
фотографировали местные пейзажи. Особенно красиво было на склонах,
заросших ковылем. Но там были и болотистые места, тогда мы шли очень
осторожно, чтобы не промочить ноги. Сначала мы шли веселые. Но потом,
когда стали продираться сквозь заросли колючей дикой сливы, настроение
у нас ухудшилось. К концу пути оно совсем упало, потому что мы были
очень голодные и уставшие. В автобус залезли все сразу. Было тесно, но
очень весело. После обеда почти все время лил дождь, и мы сидели в
палатках, заполняли походные дневники.
Бокова Анастасия, 13 лет

В балке Чичера нас поразила красота ландшафта. На склонах балки
преобладали луговой и степной типы растительности, внизу был пруд.
Лариса Николаевна поручила нам собирать гербарий, научила наносить на
карту места встречи редких видов растений. Когда мы вышли в степь,
меня поразил необычный вид ковыля перистого (Stipa pennata L). Это
редкое растение из Красной книги РСФСР. Нам встретились удивительные
и очень редкие в нашей области растения: горицвет весенний (Adonis
vernalis L), румянка (синяк русский Echium russicum J.F.Gmelin),
миндаль низкий (Amygdalus nana L). В лагерь мы возвращались вместе с
другими группами - картографами и энтомологами. Сколько было смеха,
когда машина начала трогаться! Ведь 20 человек довезти нелегко, если
машина рассчитана на 9. После приезда в лагерь мы поблагодарили всех
руководителей за такую чудесную экспедицию.
Рагузова Юлия, 13 лет.

Последний день был самым напряженным, потому что мы писали отчет про
нашу однодневную экспедицию по реке Чичера. Вечером мы выступали со
своими маленькими научными докладами. Я ужасно сильно боялась. Все
ребята рассказывали о своей работе. Вот настала очередь нашей группы
ботаников. Я боялась произнести хотя бы слово. Но вот мой черед, я
делаю усилие : и запинаюсь, но все же начинаю свой рассказ! После
всех отчетов сотрудники заповедника вручали нам Свидетельства об
окончании экологической школы, поздравляли нас.
Потом мы долго сидели у костра, а утром стали собирать свои вещи.
Навели порядок в своих палатках и стали ждать автобус. Вот так мы
провели неделю на <Галичьей горе> и увезли с собой интересные
воспоминания.
Бокова Анастасия, 13 лет.

"НЕПРИЧЁСАННЫЕ" МЫСЛИ из дневников

*** Во время войны часть коллекции сгинула в неизвестном прошлом.

*** В тот же день мы познакомились с преподавателем энтомологии и
самой энтомологией.

*** Когда взглянешь на пещеру кажется что ее сделали великие мастера,
а не природа, так красиво было внутри.

*** Мы писали свои мысли и наблюдения. Это не очень весело, но и не
скушно, потому что всем нравилось писать, то что они думают.

*** После этого не успели мы даже вздохнуть как продолжилась наша
работа.

*** Пока мы сидели в автобусе, случилось два неприятных происшествия.
Первое: у нас сломалась дверь, а второе: за окном полил дождь.

*** ВОТ ВСЁ УЖЕ БЫЛО НАПИСАНО И НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ВСЁ ЭТО ЧИТАТЬ.