методические пособия

A.Bogolyubov 01 октября 2001 15:33:40

**************Ecological Cooperation Project*****************
* eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco *
*************************************************************

Евроазиатская Ассоциация молодежных экологических
объединений "ЭКОСИСТЕМА"
Московский полевой учебный Центр
Россия, 109072, Москва, а/я 427
Тел.: (095) 959-0495

The Eurasian Association of Youth Environmental
Groups "ECOSYSTEM"
Moscow Field Studies Center
P.O.Box 427, Moscow, 109072, Russia
tel.: (095) 959-0495

E-mail: abogol@stk.mmtel.ru
http://ekosystema.narod.ru


************************************************

О возможности заказа
методических пособий по полевой экологии,
выпущенных Ассоциацией <Экосистема>

В 1996-98 гг. Ассоциация <Экосистема> выпустила 40 методических пособий по
организации исследовательской работы школьников в природе. В течение
прошедших с момента их первого издания лет, спрос на них по-прежнему велик,
поэтому мы продолжаем допечатывать их небольшими тиражами по мере
надобности, давая таким образом возможность заказывать их всем нуждающимся.
Большинство пособий не представляет собой оригинальные авторские методики
(хотя имеются и такие), а содержит упрощенное изложение методик
научно-исследовательской работы, применяемых в <большой> науке и пригодных
для их использования в работе со школьниками.
В пособиях данной серии основной акцент сделан на изложение методик
исследовательской работы в полевых (экспедиционных) условиях и сбора научных
материалов на внеклассных занятиях.
Основное внимание уделено методикам рекогносцировочного обследования,
упрощенным исследовательским методикам, а также методикам мониторинга
окружающей среды, которые могут быть использованы относительно малоопытными
(юными) исследователями.

Ниже приводится список методических пособий и условия их приобретения.

В 1996-1998 гг. выпущено 40 методических пособий:

N 1 Методика сбора гербариев. 1996. - 22 с.
N 2 Методика описаний лишайниковых сообществ. 1996. - 24 с.
N 3 Организация мониторинга популяций дуплогнездников. 1996
N 4 Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты. 1996.
N 5 Методы учетов численности птиц: учеты на постоянных площадках. - 1996. -
17 с.
N 6 Методы учетов численности птиц: точечные учеты. 1996.- 9 с
N 7 Простейшая методика учета численности птиц. 1996. - 13 с.
N 8 Программа организации и проведения зимних учетов птиц России. 1996. - 13
с.
N 9 Методы сбора и учетов численности насекомых. 1996. - 25 с.
N10 Исследовательский проект "Фенология птиц". 1996. - 13 с.
N11 Программа проведения комплексного экологического обсле-дования
территории. 1996. - 6 с.
N12 Программа организации и ведения фенологических наблю-дений. 1996. - 29
с.
N13 Методы геоботанических исследований. 1996. - 21 с.
N14 Методика геоботанического картографирования и профили-рования. 1996. -
25 с.
N15 Простейшая методика геоботанического описания леса. 1996.
N16 Программа организации и проведения геоморфологических исследований. -
1996. - 17 с.
N17 Методы гидрологических исследований: проведение измере-ний и описание
рек. 1996. - 21 с.
N18 Методы гидрологических исследований: проведение измере-ний и описание
озер. 1996. - 21 с.
N19 Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
1996. - 17 с.
N20 Введение в морфологию высших растений. 1997. - 37 с.
N21 Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды. 1997. - 25 с.
N22 Методы исследований пресноводного зоопланктона. 1997.
N23 Программа комплексного исследования загрязнений назем-ных экосистем.
1997. - 17 с.
N24 Физико-химические методы изучения качества природных вод. 1997. - 17 с.
N25 Методика изучения перифитона и оценки сапробности водо-емов. 1997. - 17
с.
N26 Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния
водоемов. 1997. - 17 с.
N27 Определение горных пород и минералов. 1997. - 26 с.
N28 Методы метеорологических наблюдений. 1997. - 21 с.
N29 Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам. 1997. - 13
с.
N30 Методы топографической съемки. 1997. - 21 с.
N31 Методика оценки жизненного состояния леса по сосне. 1998.
N32 Программа комплексных круглогодичных исследований бес-позвоночных.
1998. - 21 с.
N33 Фотографическая съемка биологических объектов. 1998.- 21с
N34 Методика рекогносцировочного обследования малых водо-емов. 1998. - 13 с.
N35 Методика комплексной экологической оценки антропоген-ных воздействий на
местность. 1998. - 21 с.
N36 Методы наблюдений за территориальным и кормовым пове-дением синичьих
стай. 1998. - 13 с.
N37 Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. 1998. - 25
с.
N38 Простейшая методика описания почв. 1998. - 21 с.
N39 Методы почвенного картографирования. 1998. - 17 с.
N40 Простейшие методы статистической обработки результатов экологических
исследований. 1998. - 13 с.

Условия приобретения методических пособий:
Пособия можно приобрести лично в Москве или заказать по почте. С сентября
2001 г. стоимость одной брошюры - 10 рублей (по 9 руб. - при за-казе 40 и
более любых брошюр).
Оплата - почтовым переводом (стоимость брошюр + стоимость их почтовой
пересылки - 20 р.) на имя Васюковой О.В. по нашему адресу (см.ниже). В графе
"Для письменного сообщения" бланка почтового перевода следует указать номера
пособий по приведенному выше списку и кол-во экземпляров. Пособия высылаются
в течение недели-двух (кроме лета).
Можно также заказать пособия наложенным платежом. В этом случае следует
выслать в наш адрес гарантийное письмо с печатью учреждения и подписью
бухгалтера и указанием номеров пособий. Следует также иметь в виду, что при
получении наложенного платежа в дополнение к стоимости пособий Вам будет
необходимо оплатить услуги почты в размере около 30% от стоимости заказа
(что следует учитывать при планировании затрат).

Адрес для заказов и переводов: Москва, 109072, а/я 427,
Васюковой Ольге Валентиновне. Тел. (095) 959-04-95
E-mail:
Интернет-сайт (рус.):

**********************************

О новых учебных видеофильмах серии
"Комплексные исследования экосистем"

В 2001-2002 учебном году Ассоциация "Экосистема" продолжает распространение
серии учебно-методических видеофильмов по методам организации
исследовательской работы школьников в природе. В добавление к вышедшим в
2000 г. 20 фильмам, посвященным организации работы в осенний и зимний сезоны
года, с сентября 2001 г. распространяются 20 новых фильмов, освещающих
исследования весеннего и летнего сезонов.
Таким образом, в полном объеме серия включает 40 фильмов (список см. ниже),
посвященных организации исследований в течение всего года (по 10 методик на
сезон).

Фильмы сделаны в 1999-2001 гг. в учебном Центре <Экосистема> и используются
в качестве наглядных учебных пособий в курсе дистанционного обучения
гос. университета штата Монтана, США (о
возможности участия в курсе см. информационное.письмо или Web-сайт по адресу
http://btc.montana.edu/eft/rus ).

Демонстрируемые в фильмах методики исследовательской работы рассчитаны на их
выполнение школьниками в группах по 3-10 человек на полевых практикумах, в
экспедициях и экологических лагерях. Темы самостоятельных работ и процедуры
их выполнения разработаны и используются в полевом учебном Центре
<Экосистема> в Подмосковье круглогодично, начиная с 1994 года. Съемка
учебных фильмов осуществлялась в реальной обстановке на полевых практикумах
в Центре.

Учебные видеофильмы данной серии являются продолжением программы Ассоциации
<Экосистема> по методическому обеспечению внеклассной и внешкольной работы
учащихся средних и старших классов и предназначены для учителей, педагогов
дополнительного образования и учащихся, самостоятельно занимающихся
исследовательской работой в природе. Видеофильмы являются также продолжением
и дополнением серии методических пособий по полевой экологии, выпущенных
Ассоциацией <Экосистема> в 1996-1998 гг . (см. выше)

В каждом из учебных видеофильмов показана процедура организации
самостоятельной исследовательской работы в природе: от технологии
предварительного обучения детей методам полевой работы, через технику сбора
материала в полевых условиях, до форм обработки и представления результатов
(в виде отчета или доклада).

Условия приобретения:

Фильмы распространяются в трех вариантах:
1 вариант: все 40 фильмов на одной кассете (цена - 500 руб. за одну кассету)
или на 4-х лазерных дисках (цена - 540 руб. за четыре диска).
2 вариант: 20 фильмов (осень+зима или весна+лето) на одной кассете (280 руб.
за одну кассету) или на двух лазерных дисках (290 руб. за два диска).
3 вариант (для тех, кто уже имеет вышедшие в 2000 г. осеннюю и зимнюю
части): 10 фильмов весеннего сезона и 8 летних (кроме ?6 и ?7, вышедших
ранее), а также занятия ?5 и ? 10 из осеннего сезона (отсутствовавшие в
выпуске 2000 г.) - на одной кассете (280 руб.) или на двух лазерных дисках
(290 руб.).
Фильмы по отдельности или в иных сочетаниях не высылаются.

Почтовые расходы - 20 руб за одну кассету или 2-4 диска.

Комплект видеофильмов можно заказать по почте, оплатив его стоимость и
почтовые расходы почтовым переводом по адресу: Москва, 109072, а/я 427,
Васюковой Ольге Валентиновне.
На оборотной стороне бланка почтового перевода укажите детали Вашего заказа:
какие части серии (вариант), в каком виде (на кассете или дисках) и
количество экземпляров.
Тел. (095) 959-04-95. E-mail: abogol@stk.mmtel.ru
Список учебно-методических видеофильмов, выпущенных к осени 2001 года:

Осенний сезон (часть 1):

N1. Спортивное ориентирование в лесу. (Обучение работе с компасом и картой,
трасса для ориентирования, организация соревнования). Продолж. 6 мин. 10
сек.
N2. Описание и анализ геологического обнажения. (Выбор места для
исследования геологических отложений, подготовка разреза к описанию,
описание разреза, оформление результатов). 5.50.
N3. Построение профиля склона речной долины. (Устройство школьного нивелира,
выбор участка для съемки, нивелирная съемка, построение профиля). 4.46.
N4. Подготовка и описание почвенного разреза. (Выбор места для почвенного
разреза, подготовка разреза, описание разреза, интерпретация описания).
5.10.
N5. Оценка жизненного состояния леса по сосне. (Подготовка, методы сбора
полевого материала, обработка и интерпретация результатов). 6.31.
N6. Изучение видового состава и численности грибов. (Техника учета грибов,
сортировка матла и определение видов, подготовка отчета). 4.34.
N7. Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета.
(Выбор местообитаний, правила организации учетных работ, техника ведения
учета, обработка результатов). 5.36.
N8. Комплексные исследования на ландшафтном профиле. (Заложение ландшафтного
профиля, геоботанические исследования, почвенные исследования, оформление
результатов.). 5.57.
N9. Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность. (Классификация
объектов антропогенного воздействия, основные правила учета, техника учета,
обработка результатов). 4.57.
N10. Оценка загрязнения воздуха методом лихенооиндикации. (Подготовка,
методы сбора полевого материала, обработка и интерпретация результатов).
6.32.

Зимний сезон (часть 2):

N1. Разведение костра. (Выбор места для костра, разжигание костра, рубка и
пилка дров, построение костра). 7.40.
N2. Глазомерная съемка местности. (Обучение навыкам картографирования,
техника глазомерной съемки, оформление карты). 4.09.
N3. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам. (Подготовка спила
дерева, измерение годичных колец, построение графика роста дерева). 5.01.
N4. Картографирование лесных фитоценозов. (Обучение навыкам геоботанического
картографирования, выбор участков для картографирования, геоботанические
описания, оформление карты). 5.39.
N5. Зеленые растения под снегом. (Подготовка к проведению полевого
исследования, заложение снегового шурфа и описание растительности,
определение видов и подготовка отчета). 6.45.
N6. Изучение территориального поведения синичьих стай. (Техника наблюдений
за стаями, оформление результатов наблюдений). 5.36.
N7. Зимний маршрутный учет численности млекопитающих. (Обучение навыкам
определения следов, техника проведения зимнего маршрутного учета, расчет
численности животных). 5.51.
N8. Изучение экологии млекопитающих по следам. (Определение следов, техника
тропления животных по следам, оформление результатов наблюдений). 6.30.
N9. Изучение физико-химических свойств природных вод. (Правила отбора проб в
водоемах, отбор проб снега, изучение физических свойств воды, простейшие
химические анализы воды). 6.45.
N10. Изучение снегового покрова на профиле. (Распред. точек по ландшафтному
профилю, техника снегомерной съемки, оформление результатов). 6.43.

Весенний сезон (часть 3):

N1. Поможем птицам ! (Изготовление и развеска кормушек и искусственных
гнездовий). 6.36.
N2. Изучение экологии первоцветов. (Возможности изучения, описания на
площадках, оформление результатов). 5.01.
N3. Фенология цветения растений. (План обследования местности, описание
фенофаз, оформление результатов). 6.19.
N4. Оценка жизненного состояния хвойного подроста. (Методы описаний, техника
измерений, оформление результатов). 6.05.
N5. Изучение лесных беспозвоночных: часть 1 (подстилка, древесина). (Орудия
и методы сбора, методы учета численности). 6.46.
N6. Изучение видового состава и численности амфибий. (Возможности изучения,
методы учета численности, изучение возрастной структуры популяций). 5.46.
N7. Изучение горных пород и минералов своей местности. (Места и техника
сбора образцов, определение и оформление результатов). 6.35.
N8. Изучение суточной активности пения птиц. (Определение по голосам,
методика простейшего учета, оформление результатов). 5.28.
N9. Изучение численности птиц различными методами. (Методики учетов:
маршрутный, точечный, на площадках). 6.18.
N10. Фауна временных водоемов. (Выбор водоемов, методы сбора животных,
сортировка, определение, оформление результатов). 5.31.

Летний сезон (часть 4):

N1. Составление учебного гербария. (Оборуд. и материалы, правила сбора и
закладки растений, монтирование и оформление гербария). 7.00.
N2. Описание флоры своей местности. (План обследования местности, полевые
флористические описания, определение видов и составление флоры). 5.13.
N3. Изучение вертикальной структуры леса. (Описания на площадках, методы
измерений). 7.41.
N4. Изучение лесных беспозвоночных: часть 2 (трава, кроны, летающие).
(Методы сбора и учета численности). 6.44.
N5. Изучение гнездовой жизни птиц. (Биология птиц-дуплогнездников,
наблюдения за гнездовым поведением, оформление результатов). 6.51.
N6. Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев. (Техника
обслед.водоема, изучение морфол. хар-к, оценка кач-ва воды). 7.19.
N7. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического
состояния. (Места и техника сбора проб, обработка и опред. проб, оценка
кач-ва воды по макрозообентосу). 6.30.
N8. Изучение планктона в прибрежной части водоема. (Техника сбора материала,
расчет плотности планктона). 4.46.
N9. Оценка экологического состояния лугов. (Шкалы Раменского, техника
ботанических описаний, обработка и интерпретация результатов). 6.44.
N10. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев. (Асимм. как
индикатор экологич. состояния, сбор материала, проведение измерений, обр-ка
и интерпретация рез-в). 6.55.