Охрана первоцветов и не только - что под силу нашим детям?

Marina Rykhlikova 10 октября 2001 18:40:14

Уважаемые участники Проекта!
Не могу остаться в стороне от дискуссии об охране редких видов.
В своем письме-отклике на письмо М.А.Клепикова "Охрана первоцветов - ЧТО ДЕЛАТЬ?" Наталья Сергеевна Лаврентьева пишет: "Работа с населением (в самом широком понимании) просто необходима! Но результаты будут не сразу. Чтобы продержаться до светлого будущего, надо и семена собирать, и в укромных местечках их высевать. Беда только, что таких местечек все меньше и меньше, и укрывание первоцветов от народных масс можно рассматривать только как временную меру. Горстка энтузиастов не сможет долго удерживать оборону, рано или поздно придется "перетягивать" население из противников в союзники."
Разрешите мне поблагодарить Наталью Сергеевну за письмо, которого я ОЧЕНЬ ДОЛГО ждала в нашей электронной конференции!

И в самом деле: что делать далее ребятам, которые нашли редкие растения (а, порой, пока и не очень редкие - именно ПОКА! - потому что процесс уничтожения земной природной красоты в настоящее время идет значительно более быстрыми темпами, чем можно ожидать) и хотели бы сохранить их? В письмах и работах наших участников мы все чаще сталкиваемся с явным противоречием - желанием одних сохранить природу и губительными действиями других или - что не менее страшно - полным равнодушием к ее нуждам. Наши дети сажают цветы, расчищают свалки, оберегают родники, а кто-то в это же время делает совершенно противоположное. К СОЖАЛЕНИЮ, людей таких у нас в стране пока БОЛЬШИНСТВО, оттого-то так стремительны и пугающи разрушительные тенденции.

Но, на мой взгляд, именно ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, просветительская работа НАРЯДУ с АКТИВНЫМИ природоохранными действиями могут изменить ситуацию в корне. К сожалению, воспитание - процесс вообще непростой, да и к тому же небыстрый. Очень важно, чтобы ребята с самого детства не разуверились в его действенности. Год назад юные экологи из УМЦ "Луч" п. Термальный Камчатской области писали нам о "подшефных" редких видах: "Убедить рыбаков в том, чтобы они не топтали нашу любку, нам оказалось не под силу". Да, это так. И вместе с тем, ребятам под руководством опытных руководителей Марины Васильевны Писаревой, Людмилы Сергеевны Романовой удалось сделать немало: создан свой ботанический сад с целью разведения и сохранения растений, ведется просветительская работа через газеты "Гармония" и "Хранители", налажены связи с другими школами и организациями - соратниками по охране природы, весной текущего года проведены акция "Первоцвет" и кампания против весенних палов (как важно вести работу по предотвращению пожаров, подтверждают недавние события под Хабаровском - страшная ситуация!).

Наверное, в этом и заключается оптимизм взрослых экологов - суметь убедить ребят в том, что ДЕЛАТЬ всегда лучше, чем не делать вовсе, что сейчас уже НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ В СТОРОНЕ от проблем родной природы. Многие, наверное, знают о проекте "Чистильщики рек", проходившем в Нижнем Новгороде. Большие отряды детей с лопатами, граблями и ведрами время от времени идут очищать берега и русла речек города и пригородов. Такая работа известна многим нашим участникам - вот только несколько примеров текущего года: по инициативе экологической школы N 778 г. Москвы убран мусор с большой территории Кузьминского лесопарка, Тутаевским Домом Природы организованы акции по расчистке малых речек Рыкуши и Долгополки силами учащихся лицея N 1 и средней школы N 2, участниками летнего экологического лагеря "Дети Волги" собран мусор в окрестностях реки Сары.
Практические акции учат ребят добру и активной позиции. Кроме того, они привлекают внимание взрослого населения - ребятам начинают помогать родители, соседи - взрослым трудно остаться равнодушными, когда инициатива исходит от детей.

Просветительская работа труднее - здесь результат виден не сразу. И вместе с тем, ребят нужно привлекать и к ней. Очень удачным оказывается вариант, когда руководителям детских групп удается найти контакт с организациями, заинтересованными в решении экологических проблем - Комитетами природных ресурсов, Санэпидстанциями и т.д., работать не против, а вместе, на одно общее дело.

Целиком и полностью согласна с Н.С. Лаврентьевой в отношении экологической рекламы: навязчивые фразы о жевательных резинках, пиве и "морозной свежести" знает каждый ребенок, а вот "протолкнуть" на центральное ТВ картину с целлюлозно-бумажным комбинатом, построенным на уникальном хранилище чистой пресной воды - озере Байкал - удается лишь таким сильным (и в финансовом отношении тоже) международным организациям, как Гринпис или WWF. Была чрезвычайно обрадована рекламой в московском метро, которую в нынешнем году смогли организовать последователи акции "Первоцвет" - борцы с незаконной торговлей раннецветущими растениями. Ступающего на эскалатор метро горожанина в течение двух месяцев сопровождали слова: "Помните, покупая у торговцев букеты первоцветов, вы платите им за то, что они НАВСЕГДА ЛИШИЛИ ваших детей и внуков возможности любоваться красотой весеннего леса..."

Возможно ли организовать просветительские акции силами детских организаций? Опыт нашего Проекта показывает, что это ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО, более того, ПРОСТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ!
В течение нескольких лет раскладывают листки с эколого-просветительской информацией по почтовым ящикам жителей своего микрорайона школьники из 222-ой московской школы - члены экологического клуба "Родничок" (руководитель - Нелли Ивановна Речкалова). Увлекательные спектакли для младших школьников о защите растений организованы ребятами и преподавателями со Станции юных натуралистов "Эколог" г. Липецк. Ими же подготовлены плакаты о первоцветах, которые развешиваются регулярно весной в зеленых микрорайнах города. Беседы с учениками родной школы провели юннаты из с. Новоспасское Нижегородской области. Ребята с Камчатки регулярно издают две экологические газеты, в которых публикуют свои заметки и статьи об охране природы.

В настоящее время в Проекте объявлен конкурс детских статей о редких видах и их охране. Мы очень ждем ваших статей, ребята! Неопубликованные заметки мы планируем разместить в "Вестнике Проекта", вывесить на нашем сайте, наиболее удачные материалы мы направим для публикации в экологическую прессу - журналы "Лазурь" и "Свирель", бюллетени ИСАР и другие издания.

Напишите нам о том, что делается в вашей организации по защите первоцветов, дикий орхидей, других растений, например, ландыша майского - вида не столь редкого, но подверженного опустошающему сбору, - как, на ваш взгляд, можно сохранить уникальное разнообразие насекомых, амфибий и рептилий, птиц и млекопитающих нашей страны.

Обращаемся с просьбой к преподавателям биологии и экологии, педагогам дополнительного образования. Возможно, в вашей школе (организации) не так давно проводились дискуссии на тему сохранения биологического разнообразия, природной красоты. Напишите нам о них, о том, что думают и делают ваши ученики. Возможно, вы хотели бы присоединиться к начавшейся в телеконференции дискуссии (предлагаю вынести ее в раздел "eco" из ботанического раздела для того, чтобы в ней могли принять участие все наши подписчики). Будем рады получить от вас письма с мыслями "по поводу", с описанием проблем, с которыми вы столкнулись. Надеемся, что дискуссия в виртуальном режиме - начало реальных бесед (классных часов) со школьниками, начало новых дел по сохранению нашей природы.
С надеждой на отклики,

Марина Евгеньевна Рыхликова,
руководитель Проекта