Думы о Байкале и не только

Marina Rykhlikova 25 апреля 2006 13:54:39

Уважаемые коллеги!

С нескрываемой тревогой слежу за стремительным развитием событий вокруг озера Байкал.
Изучила множество материалов: публикации со стороны экологов и ученых, сайт "Транснефти", разнообразные публикации в СМИ.

Просматривается сокрытие от населения реального положения вещей, подмена одних понятий другими, обливание грязью противников проекта "Транснефти".

Заказные передачи в центральных СМИ просто убивают... Чего стоит только одно высказывание А. Караулова: "А знают ли россияне, что потеря нефти на нефтепроводах АК "Транснефть" составляет всего 4 ведра в год?"

Ниже - сведения о реальных потерях на данных нефтепроводах за 2006 г. (на дворе - апрель):

14 января 2006 года в Самарской области по предварительным данным из-за незаконной врезки в нефтепровод "Дружба-1" произошел разлив 10 т нефти. Загрязнено 900 кв.м ледового покрова реки Чапаевка и 4 тыс. кв.м береговой зоны реки.

25 января 2006 года из магистрального нефтепровода "Дружба" в Пензенской области утекло 20 т нефти. Причина - разрыв фланца задвижки трубопровода.

30 января 2006 года во время ликвидации вантузного колодца в Удмуртии произошел разлив, по одним официальным данным - 70 т, по другим, столь же официальным заявлениям - 3200 т нефти.

7 февраля 2006 года - во время ремонтных работ на магистральном нефтепроводе "Нижневартовск - Курган - Куйбышев" под городом Миасс Челябинской области произошел разлив 10 т нефти. Начался пожар, который уничтожил передвижную насосную установку.

10 февраля 2006 года около деревни Большая Чепца Дебесского района Удмуртии произошел очередной разлив нефти. Согласно предварительной версии, причина - неудачная попытка незаконной врезки в нефтепровод "Сургут - Полоцк", в результате которой вылилось 2 т нефти.

14 февраля 2006 года во время проведения ремонтных работ силами "Рязаньнефтепровод" на территории Раменского района Московской области был поврежден магистральный трубопровод, по которому нефть поставляется из Рязани на Московский НПЗ. Объем разлива - 20 т нефти.

8 марта 2006 года на магистральном трубопроводе "Нижневартовск - Курган - Куйбышев" в районе г. Туймазы (респ.Башкирия) произошел разлив нефти объемом 800 куб.м. Загрязнено более 5 га поверхности земли. Часть нефти попала в местную реку, в которой содержание нефтепродуктов достигло 70 ПДК.

23 марта 2006 года на многострадальном магистральном трубопроводе "Малгобек - Тихорецк" обнаружилась очередная нелегальная врезка. Во время вспашки поля плугом был подрезан резиновый шланг, при помощи которого осуществлялись хищения. В результате произошел разлив 2 кубометров нефти.

Итого - за 1 квартал 8 аварийных разливов нефти, из них 2 крупных (объемом как минимум в несколько сотен тонн). В расчете на год, в 2006 году уже достигнута аварийность 0,16 случаев на 1000 км трубопроводов. А ведь впереди еще 9 месяцев...

Еще интереснее рассуждения о защитниках Байкала. Все они - либо наняты Европой и США в политических интересах, либо непосредственно самой компанией "Транснефть", чтобы увеличить цену проекта. Прямо по Высоцкому: "Чистая правда со временем восторжествует, если проделает то же, что явная ложь..."

Обязана заявить участникам Проекта "Экологическое Содружество", что наш Проект развивается при поддержке Института экологического почвоведения МГУ и его информационно-аналитического центра и никакого отношения ни к деньгам западных компаний, ни к "Транснефти" не имеет. В мнениях своих и я, и координаторы Проекта совершенно свободны и независимы.

И вот мое личное мнение таково, что я вообще ПРОТИВ какой-бы то ни было, самой безопасной трубы возле Байкала, даже если вероятность аварии составляет 10 в минус запредельной степени. Просто вокруг Байкала не должно быть ни заводов, ни нефтяных цистерн, ни труб, а если таковые имеются, то пришла уже пора их убирать, а не стоить новые. Именно на это должен был быть направлен новый водный кодекс нашей страны, который предусматривал защитную зону вокруг уникального озера на 20 км от уреза воды и который бессовестно перекроили депутаты Государственной Думы РФ...

Еще мне известен проект Александра Николаевича Антипова - директора Института географии СО РАН. С А.Н. Антиповым я знакома лично, это очень грамотный и глубоко уважаемый мною ученый. Он пишет: "Здесь рифтовая зона, она усиливается именно разломами. Она страшнее не тем, что трясёт, а тем, что смещение разломов, и здесь уже ничто не поможет". По альтернативному проекту, предложенному А.Н. Антиповым, предложен маршрут нефтепровода в обход гор и Байкала на 50 км длиннее, зато с минимальным риском для экологии. В проекте "Транснефти" пятьдесят шесть переходов рек, в проекте Антипова всего три.

Почему власти пренебрегают мнением ученых, всю жизнь проработавших на Байкале?
До каких пор российская природа будет заложницей денег, дураков и полнейшей безответственности?
У нас нет другой планеты. Значит, мы должны, просто обязаны сделать все, чтобы предотвратить угрозу, нависшую над Байкалом.
С уважением,

Марина Е. Рыхликова,
к.б.н., руководитель Проекта "Экологическое Содружество"