анализ ответов на анкету

Arthur R.Lyandzberg, Inna A.Novikova 02 апреля 2000 19:00:50

**************Ecological Cooperation Project*****************
* hydro@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/hydro *
*************************************************************

**************Ecological Cooperation Project*****************
* eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco *
*************************************************************

Уважаемые друзья и коллеги!
Около месяца назад в нашем гидробиологическом разделе была помещена небольшая
анкета. Ее целью было определение реальной досигаемости при помощи электронки
участников <ЭкоСодружества>. Ведь одно дело - более 30 адресатов, подписанных
на рассылку "hydro", и другое - кто из них реально читает электронную почту,
имеет возможность и желание общаться с коллегами по Проекту.
Пора подвести итоги.

Итак, за это время 8 участников <ЭкоСодружества> нашли время и возможность
ответить на 5 коротких вопросов.
Это самый красноречивый и важный результат проведенного анкетирования.

Далее.
1. Практически все ответившие респонденты получают электронную почту дома.
Варианты:
- На работе (причем компьютер не личный) - 1 человек;
- В компьютерном клубе рядом с домом - 1 человек .

2. Все ответившие респонденты читают свежую электронную почту ежедневно (по
крайней мере, пытаются это делать).
- Варианты: Раз в неделю (но постоянно) - 1 человек .

3. Электронную почту все ответившие без исключения получают и отправляют сами.

4. Наши ученики чаще всего получают информацию о телеконференции в устном
пересказе Руководителя (5 коллективов) или имеют возможность читать матеpиалы
телеконфеpенции в печатном виде (4 коллектива). Сумма больше восьми, т.к.
отмечалось несколько вариантов ответа.
В трех коллективах учащиеся имеют непосредственный доступ к телеконференции
через компьютер (!), но практически все отвечают связанные с этим сложности:
нехватку компьютерного времени, нежелание непосредственных руководителей
детских групп связываться с компьютером и т.д.
Некоторые дети не знают о участии своих коллективов в работе "ЭкоСодружества"
(отмечено 1 респондентом, но, думаю, реально почти в каждом коллективе такие
найдутся...).

5. Приходящие по рассылке "ЭкоСодружества" электронные сообщения обычно
вызывают у участников Проекта деловой интерес.
Реже - нетеpпеливое пpедвкyшение или легкое раздражение (в зависимости от
объемов накопившейся работы).
Другие варианты:
- Приятное удивление;
- Бypный востоpг и ликование (!);
- Не вызывают никаких определенных эмоций.


Несколько мыслей по поводу.
1. Кто ответил на анкету? Можно предположить, что это те люди, у которых
достаточно свободного времени.
Но мы знаем некоторых ответивших, и поэтому решительно отметаем это
предположение. На анкету ответили ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫЕ ЛЮДИ! У них очень много
работы и от избытка свободного времени они не страдают.
Среди них можно отметить:
А. Кураторов направлений Проекта;
Б. Активных участников Телеконференции и переписки вообще;
В. Недавних участников <ЭкоСодружества>.
Т.е. это так или иначе ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ люди.
По-видимому, большую часть адресатов рассылки , как и любой другой
рассылки, составляют спокойные потребители информации.
Уважаемые коллеги! Просьба не обижаться: это не ругательство! Это совершенно
нормальная ситуация.
Есть одно НО, но о нем ниже.

2. У большинства ответивших почта приходит надом.
На смену Холмсу и Ватсону, читающим свежий номер <Таймса> у камина, приходит
вернувшийся с работы (вскочивший на полчаса раньше) педагог, просматривающий
электронку за чашкой вечернего (ночного) кофе или утреннего пива.
Это удобно и практично. Есть только одно НО, которое пока еще ниже.
Совет приобретать компьютеры и ставить их дома будет выглядеть репликой
душевнобольного, поэтому обратим внимание на не менее важный пункт 3:

3. Все ответившие общаются с электронкой самостоятельно!
Т.е. наличие какого-либо промежуточного звена (учитель информатики, начальник
или его секретарь, просто опытный пользователь, умеющий отправлять письма, и
т.д.) резко осложняют общение! Видимо, некоторые участники Проекта просто не
получили в свои руки пришедшую по электронке анкету, или же подготовленные
ими ответы не были отправлены...
Это тем более важно, что мы сами тоже являемся промежуточным звеном между
Проектом и нашими учениками! И тут мы переходим к НО:

НО! <ЭкоСодружество> - ДЕТСКИЙ телекоммуникационный проект!!!
Понятно, что суровая реальность не позволяет нашим детям висеть в свое
удовольствие на сайте Проекта или отправлять мысли о весне и опубликованных
тезисах сверстникам на Сахалин, в Астрахань или Саху с Якутией. Но в идеале
мы должны к этому стремиться...
Именно поэтому стоящий дома у преподавателя компьютер с доступом к эл.почте -
хороший, но не оптимальный вариант.
Именно поэтому спокойные потребители информации - нормальная жизненная форма
адресатов любой другой рассылки - но не нашей! Ведь мы должны донести
приходящую информацию до наших учеников и предоставить им возможность решать:
стоит отвечать или нет. А у них любопытства и желания общаться куда больше,
чем у нас с вами, Уважаемые Господа Педагоги!

А уж как получится подключить детей к ходу нашей переписки - непосредственно,
через распечатки, через устные были и предания - это зависит от наших местных
условий.
У нас в Лаборатории, кстати, с этим тоже все далеко не блестяще...

Буду рад услышать Ваши мнения по поводу приведенных здесь мыслей!
Если кто еще из гидробиологов соберется ответить на вопросы анкеты - милости
просим,
вот они.

Всего хорошего вам!
Артур Ляндзберг

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Вы получаете электронную почту
а. Дома.
б. На работе, где компьютер находится в Вашем непосредственном
пользовании.
в. На работе, но компьютер не в Вашем пользовании (у
начальства, в кабинете
информатики, у других педагогов и т.д.).
г. У друзей, знакомых, родственников.
д. В дружественной организации.
е. Другие варианты.

2. Вы читаете свежую электронную почту
а. Обычно ежедневно.
б. 2-3 раза в неделю.
в. 1 раз в неделю.
г. Реже, но более-менее постоянно.
д. Редко, при случае.

3. Электронную почту Вы
а. Получаете и отправляете сами.
б. Просите кого-либо Вам в этом помочь.
в. Получаете и отправляете через посредника (учитель
информатики,
секретарь, техник и т.д.)

4. Ваши ученики
а. Имеют непосредственный доступ к телеконференции через
компьютер.
б. Читают материалы телеконференции в печатном виде.
в. Получают информацию о телеконференции в Вашем устном
пересказе.
г. Не знают о Вашем участии в работе "ЭкоСодружества".

5. (Дополнительный и необязательный)
Пришедшие на Ваш адрес эл.письма с обратным адресом
"ЭкоСодружества"
обычно вызывают у Вас
а. Бурный восторг и ликование.
б. Нетерпеливое предвкушение.
в. Деловой интерес.
г. Легкое раздражение.
д. Нелегкое раздражение.
е. Желание поскорее выключить компьютер.
ж. Головную боль.
з. Не вызывают никаких определенных эмоций.