О лихеноиндикации

Mikhail Kravchenko 28 сентября 1999 18:52:11

Во втором номере электронного бюллютеня АсЭко вышла заметка Валерия Меренкова "О лихеноиндикации" (г. Смоленск) текст которой (целиком, т.к. она небольшая) я привожу со своими комментариями в двойных скобках.

О ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ

Валерий МЕРЕНКОВ

Методика биоиндикации, основанная на учете обилия и видового разнообразия лишайников, не отражает реальной картины загрязнения воздуха ((Спрашивается, откуда автору известна реальная картина зангрязнения воздуха?)):
- все молодые посадки попадают под определение "лишайниковая пустыня" ((так оно и есть, т.к. там еще не успевают поселиться лишайники, однако, встает вопрос, известны ли автору ограничения использования пассивных методик лихеноиндикации, т.к. в таких условиях используют не пассивные, как предполагает автор, а АКТИВНЫЕ методы.))
- различные виды деревьев характеризуются разной способностью служить субстратом для лишайников. В максимальной степени такое свойство присуще тополю, осине, и в минимальной - липе ((Верно, однако опять меня, да и, наверное, остальных читателей, интересуют, какое это имеет отношение к "отражению реальной картины загрязнения", видимо автор забыл, что для практически каждой древесной породы имеется СВОЙ набор индикаторных видов лишайников.))
- на заведомо сильно загрязненных участках ((откуда такая уверенность!!!)) нередко наблюдается такая картина: или стволы сплошь покрыты лишайниками одного вида ((чаще всего это наиболее устойчивые к атмосферному загрязнению лишайники)), или развиваются ослабленные колонии, но четырех-пяти видов ((скорее всего, такое явление можно объяснить тем, что в этом месте загрязнение автмосферы в последнее время увеличивается)), - и оба случая характеризуются в соответствии с методикой как относителньно благополучные.
Что касается определения лишайников, то оно вызывает затруднения и у школьников, и у педагогов (и у специалистов - прим. редакции).
(( Это правильно, но не совсем, т.к. в реальной работе чаще всего требуется уметь отличать 5-10 видов, которые, по моему опыту работы со школьниками, можно запомнить за 2-3 дня)).

___________________________
Валерий МЕРЕНКОВ, педагог дополнительного образования Областной станции юных туристов, г. Смоленск.

Комментарии в двойных скобках Кравченко Михаила Владимировича, куратора мониторингового направления, г. Москва.