Изучение фона радиации учебных и других помещений - Лицей 1, Петрозаводск

Guest Emailson 23 декабря 1999 21:04:43

Тема: Изучение фона радиации учебных и других помещений школы.
Работу выполнили: Золотовская С. и Демчишина А.
ученицы 10’’Г’’ класса лицея №1 г.Петрозаводска
Научный руководитель: Нижник Я. П.
Научный консультант: Петрова Т. В.

Известно, что радиация воздействует на все живые организмы, и в частности, на организм человека.
Рентгеновское излучение, альфа-, бета-, гамма- излучения и другие обладают разной энергией и создают неодинаковую плотность ионизации и потому дают разный биологический эффект.
Альфа - частицы относительно тяжелы и не способны проникать через неповрежденную кожу. Если же с пищей, водой или воздухом они попадают внутрь организма, то становятся чрезвычайно опасными. Бета - излучение
обладает большей проникающей способностью и проходит в ткани организма на глубину 1-2 см. Проникающая способность рентгеновских лучей и особенно гамма - излучения чрезвычайно высока. Они пронизывают весь человеческий организм, задержать их может только достаточно толстый слой свинца или бетона. Под влиянием рентгеновских или гамма - лучей в облучаемых средах происходит освобождение электронов с высокой энергией. Таким образом и в этом случае ионизация в конечном итоге создается за счет частиц.
Радиация является на сегодняшний день наиболее важной экологической проблемой современности.
Основной целью данной работы являлось выявление локальных зон повышен-
ной радиации в условиях школы.
Исследование проводилось на базе лицея №1. В качестве прибора использован бытовой дозиметр.
Характерными особенностями этого исследования являются измерения радиоактивного фона по этажам и по кабинетам. В каждом кабинете выбиралось 5 точек. Для точности статистических расчетов измерения проводились трехкратно.
Согласно результатам исследований большинство кабинетов на 1 этаже соответствуют предельно допустимым нормам (примерно от 8 до 13 мR/h).
Однако выявлены локальные зоны с высоким фоном радиации. Такими точками являются кабинеты №2, 4 и 30, где уровень радиации колеблется от 15 до 19 мR/h.
На 2 этаже закономерность примерно одинаковая, так как практически все кабинеты соответствуют показаниям от 8,5 до 12 мR/h. Однако и здесь были выявлены зоны с повышенным уровнем радиации (в частности это кабинеты №34, 35 и 61,где радиоактивный фон составляет 13-15 мR/h).
Средние показатели оказались невысокими. Если сравнивать 1 и 2 этажи, на 2 этаже средний показатель наполовину ниже. Для объяснения этих расхождений проведено дополнительное исследование подвального помещения. В подавляющем большинстве точек подвала уровень радиации имеет показатели от 7 до 14 мR/h. Однако в ходе исследований было выявлено 4 участка с высокими показателями от 16 до 21 мR/h.
Усредненные данные по подвалу оказались выше 1 этажа 1,5 - 2 единицы, и выше 2 этажа на 2 - 3 единицы .
Сравнение радиоктивного фона в подвале, на 1 и 2 этажах четко показали убыль радиации по вертикали.
Таким образом, можно предположить, что немаловажную роль играет естественный фон, который постепенно убывает.

Исследования по 3 этажу несколько расходятся. А именно, если показания большинства кабинетов составляют от 7,5 до 13 мR/h, то были выявлены участки, уровень радиации которых соответствует уровню радиации в подвале.
В результате, средний показатель радиоактивного фона 3 этажа оказался на уровне 1 этажа.
Полученные данные по 3 этажу позволяют объяснить локальные участки, не зависящие от естественного фона. Их природа может быть связана со строительными материалами.
Среди характерных особенностей этой работы следует выделить исследование радиоактивного фона в отдельных кабинетах в течение недели и в течение суток.
На основании проведенных измерений можно сделать заключение, что нарастание уровня радиации идет к вечеру и к концу недели. Эта закономерность выявляется в частности в кабинетах информатики, биологии и химии. Например: утренний уровень радиации колеблется от 8 до 10 мR/h, в дневные часы составляет от 10 до 15, а к вечеру в большинстве случаев нарастает до 17 мR/h. В течение недели максимальный уровень радиации приходится на пятницу. Объяснить полученные данные можно с точки зрения нарастания естественного фона в течение суток.

Было проведено дополнительное сравнение показания данной работы с исследованиями, которые проводились ранее. Больших расхождений в показаниях не было выявлено.

Вывод: в целом средние показатели фона радиации по школе не превышают предельно допустимой концентрации (ПДК), в то же время были выявлены локальные точки с высоким уровнем радиации:
- подвал (помещение под столовой - 21мR/h)
- 1 этаж (кабинеты №2, 4 и 30 - от 15 до 19 мR/h)
- 2 этаж (кабинеты №34 и 61 - 15 мR/h)
- 3 этаж (кабинеты №83 и 84 - от 21 до 24 мR/h)
Учитывая, что по школе выявлены локальные зоны с повышенным фоном радиации, администрации школы рекомендовано привести специалистов с более точными приборами для проведения дополнительных исследований.