Re: Изучение фона радиации учебных и других помещений - Лицей 1,Петрозаводск

Kravchenko M.V. 25 декабря 1999 18:37:40

**************Ecological Cooperation Project*****************
* monitor@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/monitor *
*************************************************************

Ребята, работа очень интересная, но...

> Альфа - частицы относительно тяжелы и не способны проникать через
> неповрежденную кожу. Если же с пищей, водой или воздухом они попадают
> внутрь организма, то становятся чрезвычайно опасными.
С пищей и водой в организм попадают не частицы, а изотопы - альфа
излучатели.

> Основной целью данной работы являлось выявление локальных зон повышен-
> ной радиации в условиях школы.
> Исследование проводилось на базе лицея ї1.
> В качестве прибора использован бытовой дозиметр.
Такие дозиметры дают очень большие ошибки (примерно 30-60%), посмотрите
инструкцию.

> В каждом кабинете выбиралось 5 точек. Для точности статистических
> расчетов измерения проводились трехкратно.
Для точности статистических расчетов необходимо проводить несколько
измерений в одном месте. А что нужно делать для увеличения точности
измерений?

> Согласно результатам исследований большинство кабинетов на 1 этаже
> соответствуют предельно допустимым нормам (примерно от 8 до 13 мR/h).
Измеряемая вами величина - величина непрерывно изменяющаяся во времени. Для
того чтобы сравнить такую величину с эталоном требуются специальные
расчеты, т.к. при регистрации ее прибором, ошибка прибора накладывается на
естественные флюктуации фоновой радиации.
Иногда может оказаться так, что ошибка измерения превосходит регистрируемые
значения в несколько раз.

> Однако выявлены локальные зоны с высоким фоном радиации.
> Такими точками являются кабинеты ї2, 4 и 30, где уровень радиации
колеблется
> от 15 до 19 мR/h.
Дополняя сказанное выше, могу сказать, что без интервальной оценки
полученных значений и оценки ошибок измерения нельзя сравнивать 8, 13, 15 и
19 - эти числа очень близки друг к другу.

> Усредненные данные по подвалу оказались выше 1 этажа 1,5 - 2 единицы,
> и выше 2 этажа на 2 - 3 единицы.
Посудите сами, если прибор имеет ошибку измерения +/- 30%, то 1 или 2
единицы
это очень малые величины по сравнению с 5 - 7 (ошибка).

> Сравнение радиоктивного фона в подвале, на 1 и 2 этажах четко показали
> убыль радиации по вертикали.
Соответственно, ни о каком "четко показали" тут не может быть и речи...

> Таким образом, можно предположить, что немаловажную роль играет
> естественный фон, который постепенно убывает.
Как я уже говорил ранее, фон не убывает, а флюктуирует...

> Среди характерных особенностей этой работы следует выделить исследование
> радиоактивного фона в отдельных кабинетах в течение недели и в течение
суток.
> На основании проведенных измерений можно сделать заключение, что
нарастание уровня
> радиации идет к вечеру и к концу недели. Эта закономерность выявляется в
частности в
> кабинетах информатики, биологии и химии. Например: утренний уровень
радиации колеблется
> от 8 до 10 мR/h, в дневные часы составляет от 10 до 15, а к вечеру в
большинстве случаев
> нарастает до 17 мR/h. В течение недели максимальный уровень радиации
приходится на
> пятницу. Объяснить полученные данные можно с точки зрения нарастания
естественного фона
> в течение суток.
Опять же, все это не верно.

> Вывод: в целом средние показатели фона радиации по школе не превышают
> предельно допустимой концентрации (ПДК) ...
Для ионизирующих излучений нет ПДК, есть ВДУ или НРБ.
Напишите, где вы прочитали о ПДК для фоновой радиации.

Как видно из написанного выше, ваша работа сделана не совсем по правилам.
Однако не расстраивайтесь, если у вас есть желание продолжать такие
исследования на более профессиональном уровне, то пишите..

Куратор мониторингового направления,
Кравченко Михаил Владимирович.