Работы по охраняемым природным территориям

светлана 14 ноября 2004 17:20:28

1. Тема: Комплексное обследование детского микрозаповедника.
2. Исследователи: Иванов Станислав, Каверин Слава, Иванов Денис, Майоров Георгий, Огурцов Евгений, Ткач Екатерина -10 лет, 4 класс, школа №7;
Дмитриева Олеся, Ляпина Александра – 9 лет, 2 класс, школа №7;
Гуляева Аня, Иванова Даша – 8 лет. 1 класс, школа №7.
3. Руководитель: Дубкова Светлана Альбертовна, учитель начальных классов школы №7.
4. Школьная экологическая организация «ЭКОША», школы №7, города Сосновый Бор, Ленинградской области, отряд «Эколят» младшего школьного возраста.

Вводная часть.

Исследование микрозаповедника – эффективный метод экологического обследования, помогающий детям осознать тесную взаимосвязь со своей средой обитания и понять, как действовать в своей каждодневной жизни, чтобы эту среду обитания сохранить для себя и для следующих поколений.
Создание Карты Ценностей территории помогает детям найти ответ на вопросы: «Что такое Моя Среда Обитания?», «Что в этой Среде Обитания наиболее важно для моей жизни, для жизни моих близких?», «Что я обязательно хочу сохранить для будущего?», «Какие факторы среды обитания вызывают у меня тревогу?» Очевидно, что для природного баланса важен любой «кирпичик» экосистемы – и лес, и река, и трава, и птицы… - всё это Ценности среды обитания. Карта Ценностей – это методический приём для привлечения внимания детей, жителей, властей к проблемам территории и совместного поиска путей её развития не в ущерб всем её обитателям, соседним территориям, а также будущим поколениям. По существу речь идет о создании на местном уровне системы ценностей, которые обязательно должны быть сохранены. Такой работой и занимается наша школьная детская экологическая организация, включая разнообразные виды деятельности: экологические кружки, летняя практика, летний лагерь, походы, экспедиции, экскурсии. Микрозаповедник – природоохраняемый объект, организованный педагогами школы №7 г. Сосновый Бор, Ленинградской области, которая специализируется на углублённом изучении экологии. Исследовательская работа проводилась в течение июня месяца 2004 года.

Основная часть (краткое содержание методики).

Для моделирования нашего взгляда на то, как дети могут развивать понимание природы и окружающей среды, мы использовали следующий алгоритм Карты Ценностей:
- Обсуждение в группе и выбор территории. Постановка задачи.
- Сбор предварительной информации территории.
- Собственные наблюдения и исследования.
- Анализ результатов и обмен о Ценностях.
- Нанесение на карту наиболее Важных жизненных объектов.
- Социально – активные действия в защиту среды обитания.
- Распространение результатов в местных СМИ, среди жителей.
- Создание Сети сотрудничества с другими экогруппами города и региона.
Первый этап работы – обсуждение личных Ценностей. Это рассказ о том, что для каждого конкретного участника группы является ценным. При обсуждении Ценностей важно, чтобы ученики разрабатывали стратегию своей реакции при столкновении с мнениями, которые входят в противоречие с их собственными.
1. Каждый имеет право отказаться.
2. Уважение к чужому мнению.
3. Говорите не за кого – то, а за себя.
4. Не перебивайте.
5. Дискуссия не имеет конца.
Учитывая младший школьный возраст учеников, используется, например, упражнение по определению Ценностей «Четыре (три) угла». Представлена одна проблема с четырьмя (тремя) альтернативными решениями. Каждый угол в комнате соответствует одному решению. Ученики выбирают решение, встав в соответствующем углу.
Какое время года вы любите больше всего? 1. Весну. 2. Лето. 3. Осень. 4. Зиму.
Что вы любите делать больше всего, когда находитесь за городом? 1. Строить убежища. 2. Ловить рыбу. 3. Наблюдать и слушать животных.
Таким образом, участники дискуссии сначала составляют в порядке предпочтения список того, что для них важно в их среде обитания, а затем список того, без чего они не могут обойтись. Анализ этих списков, как правило, даёт истинный ответ.
Следующий этап – выбор группой той территории, которой они будут заниматься. Для того, чтобы сделать этот выбор, необходимо ответить на два вопроса: «какую территории мы можем считать жизненно важной для себя средой обитания» и «о какой территории мы сможем собрать достаточную и достоверную информацию». Это должна быть территории, знакомая и любимая будущими авторами Карты Ценностей – где они живут, отдыхают, куда ходят в походы. Предварительную информацию о природе, истории, культуре, о том, какие Ценности были важны для людей раньше и значимы сегодня, мы получаем из краеведческой литературы, старых газет, бесед с местными жителями.
Важнейшие этапы работы над Картой Ценностей – это собственные наблюдения, анализ впечатлений, обмен мнениями о наиболее важных «Ценностях», увиденных в экскурсиях, походах, экспедициях, запомнившихся с детства. Здесь можно повторить приём, использованный при обсуждении личных Ценностей – составление двух приоритетных списков («что для нас важно», и «без чего мы не можем обойтись») каждым участником. Совместное обсуждение этих списков и позволит выбрать объекты для нанесения на карту.
.
В микрозаповедник школы №7 г. Соснового Бора входят следующие объекты: лесопарковая зона, экологическая тропа, созданная педагогами и учащимися старших классов, городской коллектор – стоки подземных вод, который впадает в Финский залив.
Отряд «Эколята» состоит из учащихся младшего школьного возраста, поэтому важно на данном этапе познакомить детей с их непосредственным местным окружением. Деятельность детей на открытом воздухе должна быть существенным элементом изучения природы и окружающей среды. Поэтому, с учётом возраста ребят, работа строится, включая элементы игры. Так, при первичном знакомстве с лесом, дети делятся на группы по принципу (см. упражнение «Четыре угла») и получают задания в игровой форме. Например:
• Найди здесь что – нибудь зелёное, найди здесь что – нибудь весёлое, отчего тебе и мне станет радостно вдвойне.
• Найди то, что упало с неба, найди то, что похоже на кусочек хлеба, найди то, что на ветру трещит, а потом что – нибудь желтое отыщи.
• Найди следы большого зверя, найди в квартиру дятла двери. Возьми здесь то, что будет снова напоминать о лесе дома.
• Найди коричневый листок, изо мха пушистый островок, найди предмет иль вещество, что в лес из города пришло.
Белая скатерть используется в качестве основы для создания картинки из предметов природы, которые дети найдут поблизости, их исследований и анализа.
Применяются задания творческого характера. Например:
• Выберите предметы природы, названия которых начинаются с соответствующих букв. Сложите их на скатерти так, чтобы они образовали ребус, который будет вашим приветом товарищам, которые придут сюда после вас.
• Внимательно изучите окружающую вас природу. Как вы думаете, как здесь всё выглядело в те времена, когда ваш дедушка был совсем маленьким? Как вы думаете, как здесь всё будет выглядеть в те времена, когда вы станете старыми?
• Представьте, что на следующей неделе вы придёте сюда со слепыми учениками. Опишите самые распространённые здесь деревья так, что бы слепой ученик мог их узнать.
• Совершите короткую прогулку на природу. Составьте список всех найденных вами доказательств того, что здесь до вас уже были другие люди.
• Внимательно изучите дерево. Придумайте сказку о приключениях, которые довелось пережить дереву.
Учитывая младший школьный возраст учащихся, приведём пример результатов исследования такого природного объекта, как муравейник. Исследователи - ученики 1-2 классов.
Опишите расположение муравейника в окружающей природе. Почему муравьи построили дом именно здесь? (Расположен около деревьев, в сухом тенистом месте. Есть материал для постройки дома: иголки, листья и другие предметы). Чем занимаются муравьи? Тихо постойте несколько минут и понаблюдайте. (Бегают, суетятся, несут разные предметы). Высыпьте в муравейник столовую ложку сахара, перемешанного с рисовыми зёрнами. Что произойдёт? Почему? (Муравьи растащили сахар и попытались сдвинуть с места зёрна). Выберите собственного муравья и следите за ним как можно дольше. Расскажите о его действиях. (Всё время двигался. Далеко убегал от дома, но возвращался по той же тропе). Сделайте транспортные замеры. Установите у муравейника палочку и подсчитайте, сколько муравьёв проходит мимо в течение одной минуты. (4 муравья) Через какое время мимо палочки проходит следующий муравей. (Через 10-15 секунд). Куда ведут муравьиные дорожки? (Ктравинкам, к кустам, к ручью) Что муравьи несут с собой? (Иголки, сухие листья, белые комочки, палочки) На несколько минут оставьте в муравейнике ватный тампон. Понюхайте его. Возьмите муравья пальцами и съешьте его. Какой муравей на вкус? (Кислый). Смажьте маслом верхний край стеклянной банки. Отсюда муравей не убежит. Изучите муравья при помощи лупы. Как он выглядит? Тело? Количество ножек? Голова? Челюсти, усики, ножки? (Муравей маленький, 5-6 мм, тело вытянутое, с насечками на брюшке, его поэтому и называют насекомым. Он коричневого цвета. Маленькая круглая голова, есть усики, у муравья 6 ног). Придумайте сказку «Один день из бурной жизни муравья». Составьте рисунок, который расскажет о муравье и его жизни. Нарисуйте мир таким, каким его видит муравей.
Вывод: Нельзя разрушать муравейники. Люди должны стараться обходить жилище муравьёв стороной. Эти удивительные насекомые приносят пользу, могут излечивать человека от болезней.

Ученики 1-2 классов исследовали также природные объекты, как дерево, ручей, экологическую тропу. Ученики 3-4 классов исследовали лесопарковую зону, её растительность, городской коллектор и составили опись выбрасываемого мусора свалки, расположенной близ лесной полосы, приняли участие в акции «Чистый город». Приведем пример результатов исследования такого природного объекта, как лесопарковая зона.
Когда вы вошли в парк, внимательно осмотритесь вокруг и отметьте для себя чистый ли и опрятный этот парк. После этого сделайте 100 шагов в любом понравившемся вам направлении. Передвигайтесь, как показано на рисунке. Это ваша площадка для исследований. Повернитесь и, проходя обратно эти 100 шагов, внимательно рассмотрите вашу площадку. Составьте общее представление о вашей площадке для исследований. Для этого погуляйте по лесу с картой и отмечайте следующее.
1. Много ли на вашей площадке: тропинок____3___, урн для сбора мусора___нет____, дорожек, посыпанных гравием___4______.
2. Когда вы смотрите во все стороны с вашей площадки, можете ли вы увидеть весь парк: да_6__, нет___4_
3. Напоминает ли вам ваша площадка лес: да__7___, нет___3___
4. Есть ли газоны на вашей площадке: да__0___, нет___10__
5. Есть ли естественные луга на вашей площадке да__3__, нет__7___
6. Есть ли кусты на вашей площадке: да___9___, нет__1___
7. Есть ли деревья на вашей площадке: да__10____ нет___0___
8. Какие деревья есть на вашей площадке: листопадные, хвойные.
Сосчитайте, сколько видов экземпляров листопадных и хвойных деревьев вы можете найти на своей площадке для исследований: листопадных____6____ видов, _____234____экземпляров, хвойных____3___ видов, _____134____экземпляров.

9. Достигает ли поверхности земли солнечный свет на вашей площадке для исследований: да__8__, нет__2___
10. Можете ли вы увидеть воду на вашей площадке: да___3___,нет__6____
11. Где эта вода: в фонтане ____0___, в лужах___3__, в прудах___0_____, в ручье__1____, в канаве___1___, в искусственном озере____0_____.
12. Можете ли вы увидеть грибы на вашей площадке: много__0___, немного___7___, нет совсем___3__.
13. Есть ли в парке отдыхающие люди, гуляют ли дети: да_2___, нет__8____
14. Заметили ли вы разнообразие животного мира: да____3__, нет___7_____
15. Каких животных успели заметить: белка, птицы, насекомые.
В завершении наблюдений и исследований, дети подводят итоги сделанной работы. Они описывают «дорогу, по которой путешествовали» и комментируют знания, приобретённые на этом пути.
Выводы.
Ученики пришли к мнению: парк нуждается в благоустройстве. Необходимо поставить урны для сбора мусора, создать газоны в парке, построить фонтан или выкопать искусственное озеро. Возможно, на озере поселятся дикие утки. На газонах можно разбить клумбы с цветами. Для соблюдения порядка в парке нужно установить дежурство отрядов юных экологов. С такими пожеланиями дети решили обратиться в школьную экологическую организацию «ЭКОША» и к городским властям города.

Приведём пример ежегодной описи выбрасываемого мусора на близлежащей территории к микрозаповеднику. Опись составлена в 2004 году.
Тип мусора, количество.
1. Предметы из бумаги и картона – 24;
2. Предметы из пластмассы – 13;
3. Банки из-под пива и безалкогольных напитков – 9;
4. Другие металлические предметы – 4;
5. Пластмассовая и другая упаковка от жидкостей – 7;
6. Подлежащие возврату бутылки из-под вина, пива, алкогольных и безалкогольных напитков – 3;
7. Бутылки, не подлежащие возврату – 4;
8. Прочие стеклянные сосуды (банки) – 5;
9. Текстиль, резина, кожа и т. п. – 17;
10. Прочий мусор – 16.
Выводы: С помощью ежегодного изучения объёмов мусора и других загрязнений контролируется эффект от проведения различных форм очистки территории.
Литература:
1. «Экологическое образование», опубликовано Фондом «Сохраним чистоту Швеции» и Шведским институтом в 1997 году.
2. «Наши ценности среды обитания», Сборник информационно-методических материалов», издан при поддержке Коалиции Чистая Балтика и института Открытое общество, О. Сеннова, О. Бодров.