Индикация почвы садового участка

Maxim A. Klepikov 22 декабря 2004 13:05:30

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******


РАБОТА ПОСТУПИЛА НА ДИСКЕТЕ

Индикация почвы садового участка.

Выполнили: ученицы 9а класса МОУ СОШ ї3 г. Тутаева Ишова Наталия,
Бекетова Мария.
Руководитель: учитель биологии Черепанова Татьяна Вячеславовна

Цель работы: Определить механический и химический состав почвы
садового участка, способность её обеспечивать культурные
растения всем необходимым для минерального питания. Дать
рекомендации по улучшению плодородия почвы.

Используемые методики:
1. Определение механического состава почвы (3).
2. Приготовление почвенного раствора и вытяжки. Определение
кислотности почвы (1), (3).
3. Визуальное наблюдение за развитием культурных растений (1).
4. Биоиндикация почвы по сорным растениям, произрастающим на
участке (1), (3).

I. Введение.
Почва - это верхний плодородный слой земли. Почва отличается от
горных пород - песка или глины, наличием перегноя. Больше всего
перегноя в чернозёмных почвах. Серые подзолистые почвы перегноем
бедны. В состав почвы входят песок, глина, другие нерастворимые
минеральные вещества и перегной. В почве содержатся также воздух и
вода.
Почва обладает особым свойством - плодородием. Это способность
почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и другими
условиями для их жизнедеятельности. От плодородия почвы зависит
урожайность возделываемых культур. Неправильное использование почвы,
несоблюдение правил выращивания сельскохозяйственных культур может
привести к разрушению почвы, её засолению и заболачиванию. Всё это
ухудшает плодородие почвы, снижает урожаи.
Выяснив с помощью специальной литературы (4), что большинство
культурных растений лучше растут на лёгких (суглинистых), рыхлых,
плодородных, не заболоченных, нейтральных или слабокислых почвах, мы
исследовали почву на своём садовом участке, распложенном в 5 км
западнее Тутаева у деревни Мартыново.
Исследования проводились в июле - августе 2004 г. Средняя
температура июля 170 при большем количестве осадков, чем за последние
годы. Лето было не жаркое и дождливое.

II. Исследование механического состава почвы.
Нужно взять пригоршню почвы из пахотного слоя. Для этого по
диагонали участка выкапываются ямки глубиной и шириной 30-35 см. С их
верхних стенок на всю глубину срезается тонкий слой земли и хорошо
перемешивается. Образец размешивается в воде до тестообразного
состояния и скатывается в шарик.
- Если шарик не образуется - почва песчаная.
- Если шарик образуется, но "шнур" не скатывается - почва супесчаная.
- Если шарик и "шнур" образуются, но кольцо разваливается - почва
суглинистая.
- Если "шнур" сворачивается в кольцо без трещин - почва глинистая.
ОПЫТ 1. Сделали из почвы тестообразную массу, скатали из неё шар, а
затем в шнур, но кольцо разваливается.
Вывод: почва суглинистая.

III.Определение кислотности почвы.
Для определения PH берут 2,5 части холодной воды и 1 часть земли
и настаивают 20 минут. Затем фильтруют и получают почвенную вытяжку. В
неё опускают универсальную лакмусовую бумажку:
красный цвет индикатора - среда кислая;
розовый цвет индикатора - среднекислая среда;
жёлтый цвет индикатора - слабокислая среда;
зеленовато-голубой цвет - среда близкая к нейтральной;
синий цвет - нейтральная среда.
ОПЫТ 2. Приготовили почвенную вытяжку. С помощью лакмусовой бумажки
проверили среду раствора. Индикатор окрасился в жёлтый цвет.
Вывод: среда почвенного раствора слабо-кислая. РН = 3,0-4,0

IV. Биоиндикация почвы по сорным растениям.
Определить кислотность почвы можно и по видам сорняков, растущих
на участке.
На кислой почве растёт хвощ, пикульник разноцветный, щавель
малый, мокрица, лютик ползучий, мята, подорожник, иван-да-марья,
вереск.
На слабокислой и нейтральной почвах произрастают: ромашка,
вьюнок, мать-и-мачеха, лебеда, крапива, бодяк, пырей, клевер.
ОПЫТ 3. Наблюдали, что на участке встречаются сорняки: мокрица,
щавель, лютик, подорожник.
Вывод: почва кислая.
ОПЫТ 4. Кислотность почвы можно определить и по культурным растениям.
Например, по листьям свёклы, в которых при повышенной кислотности
накапливается пигмент антоциан, и они становятся малиново-красными.
Это мы так же наблюдали на своём участке.

V. Визуальное наблюдение за растениями.
Можно узнать, в каком элементе питания растение испытывает
недостаток по внешним признакам: цвету и форме листьев,
ненормальностям в росте и др.
Известно, что нижние части растения образовались раньше, чем
верхние и поэтому они старше. Когда наблюдаешь за растением, при
недостатке одних элементов, например, азота, фосфора, калия и магния,
прежде всего, страдают нижние, более старые листья, а верхние, более
молодые, всё ещё имеют нормальный вид. Наоборот, недостаток других
элементов - кальция, бора, марганца отражается сначала на верхних,
более молодых органах.
ОПЫТ 5. Я заметила, что нижние листья у помидор становятся
бледно-зелёными, стебель тонкий. Листья по отношению к стеблю
расположены под острым углом.
Вывод: в почве недостаточное количество азота (N).

VI. Рекомендации.
В ходе проведённых опытов и наблюдений мы выяснили, что почва
является суглинистой, слабокислой, относительно бедной питательными
веществами.
На кислых почвах дожди вымывают магний и растения там сильнее
страдают от его недостатка (Mg входит в состав хлорофилла - зелёного
пигмента, в котором происходит фотосинтез). А марганца на кислых
почвах из почвенных минералов растворяется больше и его концентрация в
почвенном растворе повышается до вредной.
Я рекомендовала бы следующие меры по улучшению структуры и
повышению плодородия почвы:
1. Известкование для понижения кислотности. Нужно добавить мел,
молотый туф, доломитовую муку, печную золу.
2. Внесение минеральных и органических удобрений, содержащих азот. Но
внесение компоста в данном случае не очень эффективно, т. к. он
содержит торф, который повышает кислотность почвы. Хотя торфяная
земля отличается рыхлостью, лёгкостью, высокой влагоёмкостью и
большим содержанием перегноя.
3. Т. к. в этом году почва была сильно утрамбована (из-за обильных и
частых дождей - это можно было увидеть визуально, а так же по
подорожнику, который любит плотную почву) я рекомендовала бы более
частое рыхление.
Повышение содержания воды привело к снижению корневого давления у
всех культурных растений, но особенно у картофеля урожай его резко
снизился, развились болезни.

Результаты нашей работы можно использовать при выращивании
растений на садовом участке, а так же пришкольном участке и в
комнатном цветоводстве.
VII. Используемая литература.
1. В.Церлинг. "Растения рассказывают" серия "Знай и умей". Изд-во
"Детская литература", Москва, 1967 г.
2. Н.И.Клинковская, В. В. Пасечник. "Комнатные растения в школе"
Москва "Прсвещение", 1986 г.
3. Энциклопедия "Семейные заботы". Саранск, 1996 г.
4. Захаревич. "Биология овощных культур". Учпедгиз, 1954 г.


---
Maxim A. Klepikov,
e-mail:
http://www.fadr.msu.ru/ecocoop/klep.html
Max's art: http://www.yaroslavl.com/VGallery/Klepikov