Родник Школьный

МОУ СОШ п. Славянское Калининградская область 10 декабря 2007 18:42:36

РОДНИК ШКОЛЬНЫЙ

Авторы:Печурова Мария, Крылова Вера, 8 кл., МОУ СОШ
п. Славянское, Полесский район
тел.(8 -401 58) 2-46-96
Руководитель: Мартиросян Валентина Владимировна, зам. директора по ВР
Научный руководитель: Крылова Ольга Олеговна, зам. директора КОДЦЭОТ

Произнесешь слово «Родник», и сразу представишь себе раннее утро, тихое лесное ущелье. Сквозь ажурную листву кленов, дубов, берез пробиваются теплые лучи солнца. Внизу прохладно. Тонкой звенящей струйкой от родника скатывается ручеек. Омывая темные корни деревьев и играя травой, он бежит дальше, постепенно превращаясь в полноводную красавицу-реку или величественное озеро. Мало кто задумывается над тем, что жизнь и этой реки, и озера незримой пуповиной связана с тем маленьким журчащим родничком, что расположился под сенью деревьев. Так скромная, неприметная гусеница, словно по мановению волшебной палочки, вдруг превращается в яркую, прекрасную бабочку.
К сожалению, эта идиллическая картина далеко не всегда соответствует нашей суровой действительности. Многие родники, особенно в черте населенных пунктов, засыпаны строительным мусором, задавлены дорогами, на них стоят дома, гаражи, по ним ездят машины и ходят люди.
Родник, находящийся на территории, прилегающей к нашей школе, тоже находился в неприглядном состоянии. И тогда учащиеся нашей школы решили сделать эту работу, целью которой было создание проекта благоустройства родника Школьный.
На первом этапе нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи:
• изучить качество воды родника;
• составить экологический паспорт родника;
• организовать и провести среди учащихся нашей школы конкурс рисунков и проектов по благоустройству родника;
• провести первичные работы по благоустройству родника.
На втором этапе мы собираемся разработать проект благоустройства, согласовать его с администрацией нашего поселка и района, осветить нашу работу в средствах массовой информации.
Исследования по определению качества воды в роднике проводились осенью 2006 года и были продолжены весной – осенью 2007 года. Качество воды родника определялось методом Макроиндекса. В основу метода положена закономерность упрощения таксономической структуры биоценоза по мере повышения уровня загрязнения вод (за счет выпадения индикаторных таксонов при достижении предела их толерантности) одновременно со снижением общего разнообразия организмов. Экологический паспорт родника составлялся по методике «Составление экологического паспорта на источник, представленной в «Руководстве по внешкольной практической экологической деятельности».
В результате наших исследований было обнаружено 9 групп ключевых групп животных: малощетинковые черви, улитки (2 вида), ракообразные (бокоплавы), личинки веснянок, личинки ручейников, личинки хирономид, личинки мошек, личинки длинноусых двукрылых, жуки и их личинки.
Согласно количеству обнаруженных ключевых групп в пробах воды можно сделать вывод, что экологическое качество воды сравнительно хорошее, загрязнение – сравнительно небольшое, зона загрязнения - II.
Помимо определения качества воды в роднике и ручье Школьном нами был составлен и экологический паспорт на источник. Вода на поверхность выходит из промежутков между частицами пород, бьёт струйками. Вода прозрачная, запах не ощущается, без особого вкуса, pH равен 7. Дебет родника составляет 42 л/сутки или 1004, 65 л/сутки. Родник от загрязнения не охраняется.
Растительность вблизи родника представлена следующими видами: древесная - ясень обыкновенный, клен остролистный, ольха черная, липа мелколистная, рябина обыкновенная, ива ломкая; кустарниковая - лещина обыкновенная, малина обыкновенная, снежноягодник белый, бузина черная.
Помимо изучения качества воды в ручье Школьном и составления экологического паспорта, мы организовали в школе конкурс рисунков и проектов по благоустройству родника, а весной уже начали работы по его благоустройству. Для предотвращения попадания мусора в родник, нами были сделаны крышка на бетонное кольцо, окружающее главный исток; благоустроена территория, посажены папоротник, хоста, черемуха и другие растения, а также сделано ограждение посадок.
Следующий шаг нашей работы – разработка проекта по благоустройству родника, согласование его с администрацией нашего поселка и районной администрацией и реализация этого проекта.