Экологическое состояние пришкольной территории (с. Яблоново, Липецкая обл.)

Nataliya Lavrentyeva 19 ноября 2002 21:53:50

******* Проект Экологическое Содружество: www.ecocoop.ru *******

Изучение экологического состояния пришкольной территории Яблоновской школы Липецкой областиЭкологическое состояние пришкольной территории Яблоновской школы Липецкой области

Выполнила: Кавелидзе Софико Александровна, 11 класс Яблоновская СОШ Краснинского района Липецкой обл.

Руководитель: Парамонова Наталья Федоровна, учитель географии

Экологическая организация: Липецкая ОблСЮН

Цели работы:

1. Изучить озеленность пришкольной территории

2.Пронаблюдать за расположением зеленых насаждений по отношению к школе, сравнить с санитарно-гигиеническими нормами.

Методы: исследование, наблюдение.

Оборудование: рулетка, клейкая лента.

Литература: С.В.Алексеев, Н.В.Груздева. Практикум по экологии, М - 1996.

Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья людей. Подавляющее большинство школ располагается в городах и селах, и лишь небольшая их часть функционирует за пределами населенных пунктов. Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, рынков, гаражей и т.д., однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории. Зеленые насаждения играют большую роль в регуляции микроклимата.

Мы проделали ряд практических работ по изучению состояния пришкольной территории.

Первая исследовательская работа называлась <Знакомство с планировкой пришкольной территории>. Для ее выполнения мы составили карту микрорайона, включающую близко расположенные жилые дома, магазины, учреждения быта, дороги. Отметили на ней положение школы. С помощью рулетки измерили расстояние до ближайшего жилого дома, магазина, дороги. Данные внесли в таблицу.

Расстояние от границ школы до промышленных предприятий, магазинов, учреждений быта - 135 м (норма - не менее 50 м)

Расстояние от школы до жилых домов - 45 м (норма не менее 10 м)

Расстояние от школы до автострады - 28 м (минимальное 25 м, оптимальное 100 м).

Мы проанализировали планировку пришкольной территории, участка и спортивной площадки. Сделали вывод, что они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Вторая исследовательская работа: <Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка>. С помощью рулетки произвели измерения основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону пришкольной территории. Отметили на карте микрорайона с помощью условных обозначений зеленые насаждения, газоны пришкольной территории. Измерения занесли в таблицу.

Ширина защитной полосы на границе территории - 5 м (норма не менее 1,5 м)

Ширина защитной полосы со стороны автомагистрали - 6 м (норма не менее 6 м).

Расстояние от школы до деревьев - 10 м (норма не менее 10 м).

Расстояние от школы до кустарников - 7 м (норма не менее 5 м)

Расстояние между деревьями - 5 м (норма 5-6 м)

Количество деревьев - 90 (норма (90-150).

Мы сделали вывод, что озеленение пришкольной территории соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Третья исследовательская работа: <Определение видового состава растительности пришкольной территории>.

Мы определили видовой состав деревьев, кустарников. Выбрали несколько площадок на газонах пришкольной территории. Определили видовой состав травянистых растений. Описали состояние и ухоженность газонов. Наиболее распространены на территории (в порядке убывания): береза бородавчатая, клен американский, снежноягодник, сирень, тополь. Обычные травянистые растения: одуванчик, клевер луговой, подорожник, ромашка. Травянистый фитоценоз представлен небольшим количеством видов, что связано с ярко выраженным действием антропогенного фактора. А в видовой состав деревьев и кустарников требуется ввести большое количество видов, устойчивых к загрязнению воздуха: липа, тополь, акация белая и желтая.

Четвертая исследовательская работа: <Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории>. Мы собрали листья на разных участках пришкольной территории осенью и на разной высоте (в глубине зеленой зоны, вблизи автомагистрали, со стороны жилых домов). Приложили к поверхности листьев клейкую прозрачную ленту. Сняли ее с листьев вместе со слоем пыли, приклеили на лист белой бумаги. Сравнили отпечатки между собой и установили, что вблизи автомагистрали листья запылены сильно, а со стороны жилых домов - меньше всего.

Тем самым каждый из нас уяснил, что необходимо обязательно заниматься озеленением пришкольной территории, правильно располагать зеленые насаждения по отношению к учебному заведению, так как они играют главную роль в самоочищении воздуха.