Re: Комплексное обследование природных территорий

Arthur R.Lyandzberg, Inna A.Novikova 21 декабря 2004 23:57:36

> Комплексное обследование интересных природных территорий

> Исследователи: Крайнева Елена Александровна, 16 лет, 11-
> А класс СОШ N2; Миронова Юлия Сергеевна, 17 лет, 11-А
> класс СОШ N2

Добрый день, Елена и Юлия!
Спасибо вам за рассказ о Красном Боре. Приятно, что вас не оставляет равнодушным состояние замечательного природного объекта, расположенного рядом с вашим городом. Надеюсь, что такое отношение сохранится у вас и тогда, когда вы окончите школу и будете выезжать в Красный бор не со своим
клубом, а просто с компанией друзей. Но есть у меня некоторые соображения по поводу ваших тезисов.

> Целью нашей работы является рассказать об одном из
> удивительных памятников природы нашего района и о работе, проведенной нашей
> организацией на территории этого памятника.

Хорошая цель, интересная. Но только она не совсем "по адресу". "Рассказать о памятнике природы и проделанной работе" - это хорошая цель для статьи в газету, для рассказа на встрече с местными жителями, для доклада на слете природоохранных клубов.
А конференция "Экологического Содружества" - это конференция исследовательских работ. Исследовательской же называется работа, авторы которой изучают что-то новое, никому доселе неизвестное. Если говорить о работе в Красном Бору, то элементами такого исследования
могло бы стать изучения количества и качественного состава бытового мусора и выяснения путей его появления в лесу.
Или учет повреждений, наносимых отдыхающими деревьям и кустарникам с последующим анализом тяжести этих повреждений для растений. Или изучение видового состава птиц Бора, сравнение его с составом птиц населенных пунктов, их окрестностей, других массивов леса в вашем регионе. Или выяснение количества отдыхающих в лесу и оценка интенсивности вытаптывания ими травянисто-мохового покрова леса.

Короче говоря, можно много чего интересного и нужного придумать. В существующем же виде ваш отчет не плох - но это именно краткий отчет о походах и проделанной в них работе, а не тезисы исследования. Так что на будущее хочу посоветовать вам держаться "чистоты жанра" - каждый
жанр сообщения хорош на своем месте.

Например, наша Лаборатория этим летом провела очень интересную экспедицию в Казахстан.
Представим, что меня пригласили рассказать об этой экспедиции в детский сад, куда ходит моя дочка. Я пришел к 5-6 летним ребятам и начал: "Адаптированные
к условиям высокосапробных водоемов Западной Европы методы биоиндикации не могут адекватно отражать состояние специфичных водных объектов южного Казахстана!"
Ведь все верно?! Верно... Только дети с перепугу заплакали.
Для подобной аудитории нужен свой жанр - интересный рассказ о приключениях с картинками.
Но если на гидробиологической конференции в Университете я начну с упоением вещать о том, "как здорово съезжать на пендале по подтаявшему снежнику и плюхаться со всего разгона в грязь" - уважаемые доценты, ассистенты, аспиранты и прочая публика мой рассказ тоже не оценят. (хотя плакать и не станут)
Почему? Ведь правда - здорово: на пендале, по снежнику!
Правда. Но не тот жанр :)
Надеюсь, этот пример помог вам понять суть моих претензий.

Если позволите, еще один вопрос по вашей работе в Красном бору:

> Прогуливаясь по Красному бору, мы стараемся очистить лес
> и от сухих сломанных веток и сучьев.

А нужно ли это делать? Понятно, что полиэтилен и консервные банки - чуждый для леса мусор. Но сухие ветки-то в любом нормальном лесу валяются в большом количестве, гниют себе потихоньку...
Зачем же их убирать?

Всего вам доброго!
Артур Рэмович Ляндзберг,
Санкт-Петербург