Проект "Экологическое содружество"

А.Иванов 13 декабря 2001 22:31:56

**************Ecological Cooperation Project*****************
* zoology@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/zoology *
*************************************************************

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ

Автор: Владимиров Эдгар Валерьевич
8 класс Островской гимназии Псковской области.
Научный руководитель: Владимирова Людмила Иосифовна, зам. директора
по учебно-воспитательной работе Островской гимназии.

Целью настоящего исследования является рассмотрение проблем,
связанных с взаимоотношениями человека и домашних животных.
При этом под домашними животными понимается особая категория живых
существ, которую можно назвать "квартирные животные". Эта категория
характеризуется тремя признаками:
1. Большую часть жизни они проводят в жилых помещениях человека;
2. Находятся в значительно большей степени зависимости от человека, чем
другие животные;
3. Их основное назначение не стольео приносить пользу, сколько
удовлетворять потребности человека в общении и т.п.
Согласно исследованиям социологической службы "Мониторинг", у нас в
стране почти каждая вторая семья имеет таких домашних животных. Это говорит
о том, что поднятая тема касается почти каждого второго россиянина.
Однако она актуальна не только для них, потому что в мире начинают
нарастать и даже принимать глобальный характер проблемы, связанны с
домашними животными, но касающиеся всех.
Задачи настоящего исследования:
1. Определить, какое место занимают домашние животные в жизни человека и
с чем это связано.
2. Проанализировать их положение.
3. Выявить проблемы.
4. Обозначить путь их решения.
5. Провести предварительную проверку эффективности некоторых мер и
рассказать о личном вкладе в решение проблем.
Над этой темой я работаю полтора года. За этот период проделана
следующая работа: изучена литература, проанализирован собственный опыт и
наблюдения, сделаны опросы учащихся, осуществлены консультации у различных
специалистов, создан Проект Закона о домашних животных, разработан
факультативный курс "Наши маленькие друзья", сделаны буклеты о грызунах и
"Сравнительная таблица особенностей выбора и содержания домашних животных",
проведен мини-эксперимент в 4 классе, мною издается газета о домашних
животных "Зооостровок".
По результатам наблюдений и социологических опросов составлено
процентное соотношение различных доманих животных, содержащихся в семьях
опрошенных, которое вцелом совпадает с результатами данных по стране
(первенство держат кошки и собаки). Наибольшее количество животных содержат
учащиеся средних классов, преимущественно девочки.
Большое влияние на выбор животного у взрослых оказывает мода, хотя
называется много других причин, но с более практичным подходом. Дети видят в
животных прежде всего друга или живую игрушку.
Домашние животные дают человеку следующее: эстетическое наслаждение,
влияние на здоровье, характер, взаимоотношения в семье, расширение знаний об
окружающем мире, сближение людей, общение, вдохновение и пользу (охрана
квартир, охота и др.).
В то же время положение домашних животных постоянно ухудшается,
менее 75% из них умирает своей смертью. Чаще всего нарушаются такие
параметры содержания домашних животных: несоответствие жилища по размерам,
форме, виду; несоответствие помещения по температуре, влажности и т.д.;
несоответствие пищи; неаккуратное обращение; нарушение ритма жизни и правил
размножения. Среди причин жестокого обращения выявлены следующие:
случацность попадания животного в семью, неосознанный или неправильный выбор
животного, отсутствие условий или средств у хозяина, утрата интереса к
животному, упрощенное понимание потребностей животного и нежелание
знакомиться со специальной литературой, а также жестокость как черта
характера хозяина.
Способы содержания животных можно разделить на гуманные,
условно-гуманные (содержание в неволе диких животных, если они ранены,
больны или родились в неволе, что нельзя было предотвратить) и негуманные
(содержание в неволе диких животных, содержание домашних животных с
нарушением их права на жизнь и естественный ее образ).
Проблемы домашних животных можно охарактеризовать так:
1. Ухудшение условий жизни и здоровья, связанные с общим ухудшением
экологии.
2. Негуманные способы содержания.
3. Плохое или жестокое обращение.
4. Рост числа выброшенных животных.
Проблемы человека, связанные с домашними животными:
1. Брошенные животны являются разносчиками болезней и набрасываются на
людей.
2. Коты и собаки - источник загрязнения земли гельминтами.
3. Домашние животные агрессивных пород и некоторые дикие животные (змеи,
крокодилы) становятся угрозой для людей, включая хозяев.
Основная причина всех проблем - отсутствие экологической культуры
разведения домашних животных и нежелание видеть в них равноправных жителей
земли. Научив человека правильно относиться к домашним животным можно
повлиять на его отношение ко всему живому.
В качестве выхода из ситуации предлагатеся принятие глобальных
законодательных актов о правах домашних животных по принципу "Конвенции о
правах ребенка". В их основу могут быть положены такие принципы: домашние
животные - равноправные жители земли; они имеют право как живые существа на
жизнь, а не существование в угоду человеку; на жизнь в условиях
соответствующих их естественному ритму и образу жизни. Также должны быть
приняты локальные акты о контроле за качество кормов, ответственности за
негуманное содержание (закон о жестоком обращении с животными в настоящее
время почти не работает), расширены учебные программы будущих ветеринаров. В
школьные учебники должны быть введены соответствующие разделы. Необходимо
сформировать "моду" на гуманные условия содержания.
Человек не вправе закрывать глаза на проблему домашних животных,
иначе он будет не с причинами, а со следствием собственных проблем.


181352, Псковская область, г. Остров-2,
ул. Авиационнаяя, д. 13, кв. 9
т-фон (81152)33-538